Учеба на каникулах: стоит ли заниматься с ребенком летом

Каждый ребенок с нетерпением ждет выходных и каникул, особенно летом. Однако педагоги полагают, что на такой долгий срок оставлять ребенка без занятий не стоит, иначе вернуться к школьному ритму ему будет намного сложнее.


фото: Сергей Иванов

Как правильно заниматься со школьником на каникулах, но при этом дать ему возможность полноценно отдохнуть, мы выяснили у учителей и психологов. Специалисты единодушны во мнении, что не стоит заниматься с ребенком из-под палки и по жесткому графику. Представьте, если вы оформили заслуженный отпуск, а начальник навесил на вас кучу работы, которую нужно обязательно сделать в этот момент. Скорее всего, такой поворот событий вызвал бы у вас бурю негодования и испортил настроение. Точно такие же чувства испытывает и школьник, когда ему сообщают, что надо трудиться на каникулах.

— В первую очередь нужно, чтобы летние занятия нравились ребенку, не имели ничего общего со школьной рутиной, — считает детский психолог Юлия Кротова. — С младшими школьниками можно проводить занятия в форме игры, а детям постарше оставить простор для личного творчества. Как правило, на лето всем детям выдают список книг, которые нужно прочесть. Но если ребенок отказывается от этой литературы, а читает то, что ему нравится, не стоит волноваться.

Кроме того, психолог советует во время каникул уважать мнение ребенка, его право на отдых. Если школьника в данный момент зовут поиграть друзья или он просто не настроен на занятия, лучше перенести их на следующий день.

Также не стоит корпеть над учебниками. В качестве урока истории можно свозить свое чадо на реконструкторский фестиваль, а после прочтения книги посмотреть кинофильм или спектакль по ней.

Педагоги считают, что школьникам на каникулах нужно заниматься не больше 30–60 минут в день, не считая чтения. Главное, чтобы занятия были регулярными, тогда они принесут намного больше пользы.

— Если ребенок сильно отстает в учебе, с ним надо активно повторять пройденный материал, чтобы как-то наверстать упущенное, — говорит Наталья Демина, учительница младших классов. — Если с успеваемостью все в порядке, то мой совет прост: нужно постараться за лето закрепить школьные знания с помощью обычных повседневных дел. Вместо того чтобы заставлять ребенка писать сочинение, можно завести дневник, где записывать события прошедшего дня. Навыки письма также можно оттачивать на составлении списка планов на следующий день или продуктов, которые необходимо купить. С арифметикой мы и вовсе сталкиваемся на каждом шагу. На рынках и в магазинах можно сравнивать цены, по дороге в лес решать задачи про расстояние, перед приемом гостей рассчитывать, сколько еды понадобится и пр. Для предмета «Окружающий мир» каникулы и вовсе лучшее время для занятий. Можно собирать гербарии, изучать незнакомые грибы и растения, посещать исторические места. На иностранных языках можно смотреть фильмы, тогда и от телевизора появится не только вред, но и польза.

Учителя не советуют во время каникул бежать вперед и пытаться изучать с ребенком программу следующего года. Осенью ему просто неинтересно будет учиться, он расслабится и вместо того, чтобы блеснуть знаниями, наоборот, отстанет от одноклассников.

— Если ваш ребенок больше интересуется каким-то одним предметом, то намного полезнее заняться им углубленно, вне поля школьной программы, — говорит Наталья Демина. — Если это математика — то решением олимпиадных задач для соответствующего возраста, например. Остальными же предметами можно продолжать заниматься в игровой форме, чтобы не растерять знания, полученные за учебный год.

Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ